Постановлением Правительства Российской Федерации от
22.03.2017 года № 520-р утверждена Концепция
развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних на период до 2020 года и план мероприятий на 2017-2020 годы по реализации Концепции развития
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на
период до 2020 года.
Целью Концепции является создание условий для успешной
социализации (ресоциализации) несовершеннолетних, формирования у них готовности
к саморазвитию, самоопределению и ответственному отношению к своей жизни.
Указано, что в последнее десятилетие обеспечение
благополучного и безопасного детства стало одним из основных национальных
приоритетов Российской Федерации. Защита прав каждого ребенка, создание
эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей,
и правонарушений самих детей определены ключевыми задачами Национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента
Российской Федерации от 1 июня 2012
г . № 761.
Концепция развития системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года представляет собой
систему взглядов, принципов и приоритетов в профилактической работе с
несовершеннолетними, предусматривает основные направления, формы и методы
совершенствования и развития системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, направленные на достижение основных задач в
этой сфере.
Состояние криминогенной ситуации обусловливает
необходимость интенсивного развития системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, ее совершенствования с учетом актуальных
потребностей семьи, общества и государства.
По состоянию на 1 января 2016 г . численность детей и
подростков в возрасте до 18 лет, постоянно проживающих в России, составила
29014 тыс. человек.
Участниками преступлений в 2016 году стали 48,6 тыс.
подростков (в 2014 году - 54,4 тыс. подростков). Несовершеннолетними и при их
соучастии совершено 53,7 тыс. преступлений (в 2014 году - 59,5 тыс.
преступлений).
В конце 2016 года на учете в подразделениях по делам
несовершеннолетних органов внутренних дел (далее - подразделения по делам
несовершеннолетних) состояли 142,8 тыс. несовершеннолетних, в 2014 году - 159,8
тыс. несовершеннолетних.
Снизилось число преступлений, совершаемых подростками
в состоянии алкогольного опьянения (в 2016 году - 6,7 тыс. человек, в 2014 году
- 7,6 тыс. человек).
Не теряет актуальности проблема повторной преступности
несовершеннолетних, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.
В 2016 году 3082 человека (15,5 процента) из числа
несовершеннолетних, состоявших на учете в уголовно-исполнительных инспекциях,
ранее привлекались к уголовной ответственности, более 5,5 тыс. человек (27,7
процента) осуждены за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления.
На протяжении ряда лет сохраняется высокая
криминальная активность подростков младших возрастных групп.
Так, в 2016 году на учет в подразделениях по делам
несовершеннолетних было поставлено 28 тыс. несовершеннолетних, не подлежащих
уголовной ответственности вследствие недостижения возраста привлечения к
уголовной ответственности. По сравнению с 2014 годом их число возросло на 6,1
процента.
В течение последних лет большую актуальность
приобретает проблема совершения несовершеннолетними преступлений в состоянии
наркотического опьянения. Число таких преступлений в 2014 году составило 596, в
2016 году - 535.
Особого внимания требуют такие антиобщественные
действия, как запугивание, травля ребенка со стороны одноклассников,
распространение лживой, порочащей ребенка информации в социальных сетях,
которые нередко воспринимаются как норма не только детьми, совершающими
противоправные поступки, но и жертвами такого поведения.
Имеют место случаи размещения в информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" видеосюжетов со сценами побоев, истязаний и иных
насильственных действий в отношении малолетних детей и подростков, что
значительно усугубляет психологические травмы жертв. Кроме того, сам факт
распространения в информационно-телекоммуникационных сетях подобных
видеоматериалов способствует культивированию насилия среди несовершеннолетних и
провоцирует их на подобные съемки.
Особенно остро в условиях психологического и
социального неблагополучия несовершеннолетних воспринимаются проблемы в сфере
их обеспечения психологической и социальной помощью.
В 2015/16 учебном году в штате каждой второй
общеобразовательной организации (53,1 процента) имелись педагоги-психологи.
Несмотря на увеличение за последние 3 года на 14 процентов числа
педагогов-психологов в общеобразовательных организациях, на каждого из
специалистов приходилось примерно 880 учеников (в 2013/14 учебном году - 652
ученика).
Актуальность сохраняет проблема развития в каждом субъекте
Российской Федерации необходимой инфраструктуры для обеспечения профилактики
правонарушений несовершеннолетних, их реабилитации и коррекции девиантного
поведения.
В 2015 году помощь несовершеннолетним с девиантным
поведением оказывалась центрами психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи в 65 субъектах Российской Федерации.
Недостаточно используются ресурсы специальных
учреждений регионального подчинения в реабилитации и ресоциализации детей и
подростков с девиантным поведением.
По состоянию на 1 января 2016 г . в 48 регионах
функционировали 68 образовательных организаций для обучающихся с девиантным
(общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания,
обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных
учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа).
В 2016 году в 23 воспитательных колониях содержалось
1683 лица, осужденных к лишению свободы.
Требуется совершенствование системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включающей комплекс
социальных, правовых, психолого-педагогических, медикосоциальных,
воспитательных, в том числе правовоспитательных, и иных мер, направленных на
выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и
антиобщественным действиям несовершеннолетних. Указанные меры должны быть
направлены на раннее предупреждение и коррекцию девиантного поведения детей и
подростков с учетом современных научных методов, ресурсов и возможностей, а
также должны осуществляться в совокупности с индивидуальной профилактической
работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном
положении.
Для достижения цели Концепции необходимо решение
следующих задач:
- снижение количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними, в том числе повторных;
- реализация права каждого ребенка жить и воспитываться в семье, укрепление института семьи;
- защита прав несовершеннолетних, создание условий для формирования достойной жизненной перспективы;
- совершенствование механизмов управления органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включая повышение эффективности межведомственного взаимодействия;
- совершенствование имеющихся и внедрение новых технологий и методов профилактической работы с несовершеннолетними, в том числе расширение практики применения технологий восстановительного подхода с учетом эффективной практики субъектов Российской Федерации;
- повышение уровня профессиональной компетентности
специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних.