Постановлением Конституционного суда Российской
Федерации от 28.03.2017 года № 10-П часть 41 статьи 63
Градостроительного кодекса Российской Федерации признана не противоречащей
Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому
смыслу в системе действующего правового регулирования она не препятствует
законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов
Российской Федерации - городов федерального значения при осуществлении
законодательного регулирования градостроительной деятельности в пределах своей
компетенции в системе разделения властей на уровне субъекта Российской
Федерации и в пределах компетенции субъекта Российской Федерации устанавливать
нормы, влияющие на содержание правил землепользования и застройки, в том числе
обязывающие вносить в данные правила изменения и дополнения.
Конституционный Суд Российской Федерации не нашел
оснований для признания статьи 23 Федерального закона «О внесении изменений в
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные
законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу
отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с
уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части
осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не
соответствующей Конституции Российской Федерации по порядку принятия.
Как следует из Градостроительного кодекса Российской
Федерации, правила землепользования и застройки, так же как и документы
территориального планирования, разрабатываются в целях обеспечения при
осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных
условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия
хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечения охраны и
рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и
будущего поколений, сохранения объектов культурного наследия и т.д. (статьи 1,
30, 31, 32 и др.).
Соответственно, утверждение правил землепользования и
застройки является важным фактором, определяющим возможность и условия
привлечения инвестиций в капитальные вложения для ведения на конкретных
городских территориях строительной и другой экономической деятельности. С
учетом природы городов федерального значения как центров
социально-экономического и культурного развития федеральные органы
государственной власти особо заинтересованы в том, чтобы в данных субъектах Российской
Федерации для этого были созданы все условия.
Вместе с тем при введении статьей 23 Федерального
закона от 14 октября 2014 года № 307-ФЗ нового правового регулирования порядка
утверждения правил землепользования и застройки в городах федерального значения
федеральный законодатель, принимая во внимание указанные конституционно
значимые цели, влияющие на градостроительную деятельность на территории данных
субъектов Российской Федерации, не мог не учитывать в том числе опыт их
собственного правового регулирования в сфере градостроительной деятельности. В
связи с этим возложение на высшие исполнительные органы государственной власти
городов федерального значения полномочия по утверждению правил землепользования
и застройки, включая карты градостроительного зонирования и градостроительные
регламенты, которые по своей правовой природе и содержанию в большей мере
относятся к нормативным актам исполнительно-распорядительного характера, не
может рассматриваться как нарушающее принцип разделения властей на уровне
субъектов Российской Федерации и как несоразмерное вторжение федерального
законодателя в их компетенцию - при том, однако, условии, что высшие
законодательные (представительные) органы государственной власти городов
федерального значения правомочны оказывать регулирующее воздействие на само
содержание правил землепользования и застройки посредством издания собственных
нормативных актов.
Такие возможности действующим законодательством о
градостроительной деятельности предусмотрены. Прежде всего, в силу статьи 3
Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой законы
субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в
области градостроительной деятельности, не могут противоречить данному Кодексу,
законодатель субъекта Российской Федерации - города федерального значения имеет
возможность в рамках собственного правового регулирования влиять на содержание
наиболее важных элементов правил землепользования и застройки, т.е. он не лишен
возможности определять в принципиальном плане элементы содержания этих правил.
Тем самым законодательным (представительным) органам государственной власти
субъектов Российской Федерации - городов федерального значения в рамках нового
порядка утверждения правил землепользования и застройки гарантируется
правомочие по принятию законов и других нормативных правовых актов в
градостроительной сфере в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
конкретизирующими ее положениями Градостроительного кодекса Российской
Федерации и других федеральных законов.
Это означает, что в системе действующего правового
регулирования законодательные (представительные) органы городов федерального
значения вправе не только принимать законы, которые, содержательно не подменяя
правила землепользования и застройки, образуют нормативно ориентирующую основу
в отношении порядка их принятия, структуры и содержания, но и осуществлять
контроль за исполнением таких законов. Применительно к генеральным планам
городов федерального значения, которые являются документами территориального
планирования данных субъектов Российской Федерации, часть 3 статьи 63
Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что они
утверждаются законодательными (представительными) органами городов федерального
значения. Согласно Федеральному закону от 25 июня 2002 года № 73-Ф3 «Об
объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов
Российской Федерации» за ними же сохраняется право утверждения режимов и
границы зон охраны объектов культурного наследия и требований к
градостроительным регламентам; в отношении объектов культурного наследия
регионального значения и объектов культурного наследия местного значения такое
утверждение осуществляется в порядке, установленном законами субъектов Российской
Федерации (пункт 3 статьи 34). В частности, Законом Санкт-Петербурга от 12 июля
2007 года № 333-64 «Об охране объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге»
решение данного вопроса отнесено к компетенции Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга (пункт 11 статьи 3). Тем самым в рамках
действующего федерального и регионального законодательного регулирования
законодательные (представительные) органы городов федерального значения могут
не только влиять на содержание правил землепользования и застройки, но и
фактически в определенной части их устанавливать.
Кроме того, само по себе наделение высших
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации -
городов федерального значения правомочием по утверждению правил
землепользования и застройки, вопреки утверждению заявителя по настоящему делу,
не исключает в качестве элементов механизма сдержек и противовесов во
взаимоотношениях законодательных и исполнительных органов работу депутатов с
населением, парламентские дискуссии и обсуждения, возможность законодательной
(представительной) власти оказывать серьезное влияние на процедуру и содержание
правил и осуществлять последующий контроль за исполнением данного акта, а
следовательно, не может рассматриваться как несовместимое с конституционным
принципом разделения властей.
При введении нового порядка утверждения правил
землепользования и застройки для городов федерального значения федеральный
законодатель сохранил в главе 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации
в неизменном виде единую процедуру подготовки правил землепользования и
застройки и внесения в них изменений, порядок установления территориальных зон
и другие правила градостроительного зонирования применительно как к городам
федерального значения, так и к остальным субъектам Российской Федерации, в
которых право утверждения правил возложено на представительные органы местного
самоуправления.
Существенная роль в этой процедуре отводится комиссии
по подготовке проекта правил землепользования и застройки (часть 6 статьи 31 Градостроительного
кодекса Российской Федерации). При этом законом субъекта Российской Федерации -
города федерального значения может быть гарантировано участие в работе комиссии
представителей его законодательного (представительного) органа государственной
власти. Так, согласно пункту 4 статьи 9 Градостроительного кодекса города
Москвы в состав городской комиссии должны входить депутаты Московской городской
Думы, а согласно статье 13 Закона Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 года №
508-100 «О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» в число членов
комиссии по решению Законодательного Собрания Санкт-Петербурга включаются пять
его депутатов. Кроме того, в соответствии с требованиями статьи 31
Градостроительного кодекса Российской Федерации при получении проекта правил
землепользования и застройки уполномоченным органом в срок не позднее чем через
десять дней со дня его получения принимается решение о проведении публичных
слушаний по этому проекту; продолжительность публичных слушаний по проекту правил
землепользования и застройки, которые проводятся комиссией по землепользованию
и застройке, составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня его
опубликования.
Тем самым в процесс подготовки и утверждения правил
землепользования и застройки, представляющий собой многоэтапную взаимосвязанную
процедуру нормотворческой деятельности подзаконного уровня, вовлечены лица,
выражающие как государственные, так и общественные интересы. Особенностью
данной процедуры является использование такого общественного института, как
публичные слушания, что предполагает учет мнения населения по вопросам,
затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности на соответствующей
территории. В результате такого взаимодействия реализуется один из основных
принципов законодательства о градостроительной деятельности - участие в
осуществлении градостроительной деятельности граждан и их объединений и
обеспечение такого участия, притом что физические и юридические лица, не
согласные с решением об утверждении правил землепользования и застройки, вправе
оспорить его в судебном порядке (пункт 5 статьи 2 и пункт 4 статьи 32
Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, часть 41 статьи 63
Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой правила землепользования
и застройки субъектов Российской Федерации - городов федерального значения
утверждаются нормативными правовыми актами высших исполнительных органов
государственной власти этих субъектов Российской Федерации, не препятствует их
законодательным (представительным) органам при осуществлении законодательного
регулирования градостроительной деятельности устанавливать в пределах своей
компетенции в системе разделения властей на уровне субъекта Российской
Федерации и в пределах полномочий субъекта Российской Федерации нормы, влияющие
на содержание правил землепользования и застройки, в том числе обязывающие
вносить в данные правила изменения и дополнения. Данное регулирование, будучи
обусловленным спецификой градостроительной деятельности на территории субъектов
Российской Федерации - городов федерального значения, преследует конституционно
значимую цель и как таковое не нарушает Конституцию Российской Федерации, в том
числе закрепленные ею принципы равноправия субъектов Российской Федерации и
разделения властей.